Термооптимизированный регулятор напряжения.

У многих рано или поздно возникают проблемы с запуском двигателя автомобиля напрямую связанные с аккумулятором. Это может быть постепенный разряд аккумулятора из-за включения дополнительных потребителей(ближний свет, печка, обогревы) и не способность генератора под их нагрузкой выдать положенное напряжение. Это может быть и выход из стоя аккумулятора из-за недозаряда и как следствие сульфатацией или наоборот выкипания электролита из-за постоянного перезаряда и как следствие осыпание пластин. Это может быть и естественное старение аккумулятора за 5 и более лет эксплуатации. Как же добиться долгого срока службы аккумулятора? В большей степени это зависит от его правильного заряда.

Причины для установки

Как-то осенью, когда вечером уже стало темнеть, забыл выключить габариты на ночь. Старый(2-3 года) аккумулятор, доставшийся от предыдущего владельца машины, сел в 0. Т.к. аккумулятор уже был и так не ахти, решил купить новый, к тому же второй аккумулятор не помешает зимой в морозы, с него тепленького и прикуриться можно и временно поставить на машину, чтоб подзарядить основной.
Купил аккумулятор ИсТок на 62 А/ч. Взял 62 А/ч т.к. у такого аккумулятора площадь пластин больше и соответственно стартовый ток может дать больший чем аккумуляторы меньшей емкости. ИсТок выбрал потому, что по данным полученным поиском в Интернете, аккумулятор производится на импортном автоматизированном оборудовании и имеет не высокую цену (1050р. В 2005г.).

Для того чтобы восстановить старый аккумулятор(хоть он и потерял свою начальную емкость и способность легко отдавать токи 200А, но в кулацком хозяйстве вполне сгодится), купил зарядное устройство STRIVER PW265 производства НПП ОРИОН.
Плюсы этой зарядки:
Т.к. применен импульсный преобразователь – легкая и компактная.
Зарядка автоматическая – при достижении полного заряда аккумулятора, автоматически снижает ток до 0,5А для подзарядки. Не нудно следить, чтоб не «вскипятить» аккумулятор.
Ток зарядки может устанавливаться до 7А – подойдет для любого аккумулятора легкового автомобиля. Ток хорошо стабилизирован – не плавает.
Имеет различные защиты.
В работе зарядка мне понравилась. Можно заряжать не только свинцовые 12в аккумуляторы, а любые другие с напряжением 12В и ниже. Только для других аккумуляторов нужно будет самому следить за окончанием зарядки.


В процессе подбора нового аккумулятора, начитался информации по аккумуляторам и решил проконтролировать процесс зарядки на машине. Оказалось все из вон рук плохо. Напряжение сильно плавает от оборотов. На холостых при нагрузке сильно просаживается и аккумулятор может начать просто разряжаться. Да и вообще напряжение на рабочих оборотах хоть и укладывалось в норму (13,8В), но для зимы было явно недостаточным. Начал собирать информацию по автомобильным регуляторам и режимам зарядки. Узнал, что чтоб аккумулятор вбирал в себя нужный ток зимой и не «кипел» в жару, напряжение зарядки должно быть оптимизировано к температуре аккумулятора. Чем холоднее аккумулятор – тем напряжение выше и наоборот. В штатные регуляторы производители даже закладывают зависимость от температуры. Но это зависимость получается не от температуры аккумулятора, а от температуры регулятора, да и работало это кое-как. Есть в продаже еще регуляторы с переключением напряжения стабилизации «зима-лето». С двумя-тремя фиксируемыми переключаемыми напряжениями.
Есть еще одна особенность регуляторов – максимальный ток который они могут дать на обмотку возбуждения генератора. От этого тока зависит максимальная отдача генератора на определенных оборотах. Например, регулятор который может обеспечит больший ток позволит получить с генератора большую мощность на холостых оборотах. В большинстве регуляторов стоит обычный биполярный транзистор, что приводит к падению напряжения на нем порядка 0,6-1В и ограничивает максимальный ток. Самый большой ток могут обеспечить регуляторы не современных полевых транзисторах, у которых падение напряжения сотые доли вольта.
Много «умной» информации по этому вопросу можно почерпнуть из темы форума ИЖ2126: Регуляторы напряжения и генераторы (много). Из этого форума я и узнал о существовании ТОРНа и о положительном опыте его работы. Из всей полученной мной информации я сделал вывод, что ТОРН это самый лучший регулятор напряжения который можно поставить на машину и не смотря на достаточно высокую цену, я решил его приобрести. Более подробную информацию по ТОРНу можно почитать здесь.
Дополнительный плюс ТОРНа(модификация «33.3702-12») для меня еще состоял в том, что у него была предусмотрена регулировка добавки напряжения. Зимой я пользуюсь предпусковым отопителем WEBASTO который вместе с печкой потребляет энергию от аккумуляторной батареи ( далее АКБ), которую необходимо восстановить. В сильные морозы когда работа отопителя с печкой продолжительны я в ручную прибавляю напряжение.

Установка.

ТОРН представляет из себя отдельный блок не совмещенный с щеточным узлом. Поэтому для его подключения понадобится сделать щеточный узел из штатного регулятора. Попросту говоря нужно отсоединить «таблетку» от щеточного узла и вывести проводник от щетки для подключения к ТОРНу.

Щеточный узел.

Щеточный узел в сборе с регулятором.

Щеточный узел в сборе с регулятором для разбора.

Для снятия «таблетки» высверливаем заклепки и отпаиваем контакты от щеток. Третий контакт(«масса») отпаивать не нужно, так как «таблетка» отделится от узла вместе с ним.

Заклепки высверлены, осталось отпаять контакты.

Готовый щеточный узел. На контакт щетки с клеммой возвращается клемма генератора. Лишний штырек к которому был припаян регулятор рекомендую удалить кусачками. На второй контакт припаивается проводник(желательно с клеммой на конце) и выводится за пределы генератора, для подключения ТОРНа.

 

ТОРН желательно запитать непосредственно от АКБ. Я сначала его питание взял с ЭМК(электроклапону ХХ). ТОРН работал, но напряжение заметно, по светотехнике, пульсировало. С питанием непосредственно от АКБ такой эффект не наблюдался. Для того чтобы ТОРН отключался с зажиганием, подключил его через малогабаритное реле, включение которого подключил к ЭМК.

Схема включения ТОРНа. Синим цветом обозначены мои дополнения к схеме в инструкции

 

ТОРН я закрепил в нише за аккумулятором прикрутив короткими саморезами на пластиковую пластину, используемую как прокладку, для крепления «европанели».


Установленный ТОРН. Синий провод – масса для ТОРНа.

Для ТОРНа нужна хорошая «масса» т.к. именно ей идет управление генератором(ток до 5-6А.) Массу я взял со шпильки «массы» АКБ. Провод управления генератором(«Генератор») удлинил на необходимую для прокладывания вдоль крыла до генератора. Провод нужно брать сечения 1,5 кв.мм..

Для управления и индикации протянул от ТОРНа в салон двужильный провод небольшого сечения. К выходу «Коррекция» подключил переменный резистор на 1Мом. К выходу «Индикация» подключил светодиод через ограничивающий ток резистор. Номинал резистора рассчитывается исходя из рабочего тока светодиода. Например если рабочий ток 5мА, считаем 14В / 0,005А= 2800Ом – из подходящих по номиналу 2,7КОм или 3КОм.

Подытожим

ТОРН в эксплуатации у меня около (установил в январе 2006 года) года. Еще рано делать однозначные выводы.
Приведу пару фактов:
1. Лютой зимой 2006 года в период морозов (-30 и ниже) снимал аккумулятор для контрольного заряда. Аккумулятор был на 90% заряжен.
2. В августе 2006 года проверял плотность электролита, во всех банках плотность была одинаковая - 1,27

В любом случае ТОРН в отличии от большинства серийных таблеток стабилизирует напряжение в пределах +/- 0.1В не зависимо от оборотов и нагрузки(если мощности генератора хватает) и на малых оборотах позволяет получить с генератора максимальную мощность.


Внимание!
Появились новые модификации ТОРН (31...33), схема подключения которых немного отличается от приведенной выше. Руководствуйтесь прилагаемой инструкцией.

 

Hosted by uCoz